...
kak hvalit detey

Как хвалить детей эффективно — подробное руководство.

Возможно, у вас появились следующие впоросы: Разве просто хвалить детей — неэффективно? Что это за особое искусство «хвалить детей»?

Я расскажу, но сначала скажите, как хвалите детей вы? Узнаете себя из примеров ниже?

Некоторые родители делают это на автомате: 

“Мама, смотри, какой я нарисовал рисунок!” — “Вау, здорово!”, кивает мама, не поворачиваясь от кастрюли с супом. 
Или “Я получила пятерку по русскому!” — “Молодец!”, говорит мама, занятая своей работой в ноутбуке. 

И вроде бы, ребенка хвалят, но при этом он не ощущает необходимой поддержки.

Другие родители могут совсем не замечать усилий и достижений своих детей.

Убрал в комнате? — это в порядке вещей.
Посидел с маленьким братом? — это его обязанность — помогать родителям. 
Получил хорошую отметку? — другого и не ожидали.  

Третьи же родители готовы осыпать своих детей похвалой постоянно. Инстинктивно. Каждый раз, когда ребенок делает хоть что-то, им кажется естественным сказать: «Потрясающе!»

Ребенок отлично справился с тестом по математике? — “Потрясающе! Ты — самый умный в классе!”  
Не очень хорошо выступил на школьном мероприятии? — “Ты отлично выступал! Я так горжусь тобой”, говорят такие родители, чтобы поддержать ребенка. 
Дочка хорошо выглядит в новом платье? —  “О, ты самая красивая!”. 
Ребенок показывает рисунок? — “Это лучший рисунок, который я когда-либо видела!”

«Похвала, как и пенициллин, не должна применяться бессистемно. Существуют правила и предостережения, регулирующие обращение с сильнодействующими лекарствами: правила относительно дозировки и времени, предостережения относительно возможных аллергических реакций. Аналогичные правила должны действовать в отношении применения эмоциональной медицины».

Хаим Гинотт

Содержание

  1. Как хвалить детей правильно?
  2. Что делает похвалу эффективной?
    1. Умеренность.
    2. Конкретность.
    3. Искренность.
    4. Хвалите поступки, а не личность.
    5. Избегайте похвалы-награды.
    6. Хвалите личный прогресс.
    7. Подбадривайте, не оценивайте.
    8. Установите соответствующие ожидания.
  3. Цените большее, чем достижения.
  4. Альтернативы похвале.
  5. Меняйте свою похвалу (разбираем примеры).
  6. Файл для скачивания.

ПОЛУЧИТЕ ДОСТУП К БЕСПЛАТНЫМ МАТЕРИАЛАМ ДЛЯ СКАЧИВАНИЯ!

Присоединяйтесь к нашему сообществу родителей, которые получают наши бесплатные печатные материалы, обучающие детей, подростков и взрослых навыкам психологической устойчивости!

Скачать бесплатно: я могу вырастить свой мозг

Как же, все-таки, хвалить детей правильно?

Дети строят свою самооценку опираясь на суждения окружающих. Примитивный мозг нашего человека устроен так, чтобы искать подтверждения у других. Мы хотим быть принятыми «племенем», чтобы мы были в безопасности и защищены от внешних угроз. ⠀⠀⠀⠀⠀

Тем не менее мы можем существенно повлиять на то, насколько ваш ребенок ценит свое мнение о себе и своей работе. ⠀

Конечной целью нашей похвалы должно быть развитие внутренней мотивации ребенка.

Цитата Кэрол Двек: "лучшее, что могут сделать родители для своих детей"

Мы должны поддерживать и приободрять детей. Но нам не нужно,  чтобы дети пристрастились к похвале, и были мотивированы исключительно внешним одобрением. Наши дети должны прилагать усилия, проявлять себя, учиться и совершенствоваться, потому что это приносит им личное удовлетворение.

Эффективная похвала, сделанная в нужное время, может способствовать развитию внутренней мотивации.
Это может помочь нашим детям стать уверенными, выносливыми и самостоятельными.

I. Что делает похвалу эффективной?

Что на самом деле означает «эффективная похвала»? Перед вами исчерпывающее руководство, составленное на основе обширных исследований по этой теме, как выразить вашему ребенку здоровую, внутренне мотивирующую похвалу.

1. Хвалите умеренно

Это почти шокирует, но слишком много похвалы может негативно сказаться на наших детях. Это верно по нескольким причинам:

  • Чрезмерная похвала снижает планку для детей. Дети, которых слишком хвалят, могут не стремиться к развитию своих способностей.
  • Чрезмерная похвала также может заставить вашего ребенка почувствовать, что ваше одобрение и любовь зависят от его успеваемости и достижений.
  • Слишком много похвалы может создать «наркоманов похвалы», которые жаждут одобрения других. Эти дети могут зависеть от оценок и суждений других, а не учатся формировать собственное мнение о своих способностях.
  • Чрезмерная похвала также может вызвать сильное давление. Когда дети начинают полагаться на одобрение других, они боятся потерять эту благосклонность. Следовательно, они могут избегать сложных занятий и стать застенчивыми, а не уверенными.
  • Внутренняя мотивация может тоже снизиться в результате чрезмерной похвалы.

Психологи и исследователи сделали эти выводы на основе обширных исследований.

Например, в одном исследовании дошкольников просили рисовать волшебными маркерами. Одним обещали награды за рисунок, а другие  получали награды неожиданно. Однако третья группа детей не ожидала и не получала награды.
Позже дети, ожидавшие награды, проявили меньшую внутреннюю мотивацию к рисованию, полагая, что цель рисования заключалась в получении награды. Хотя это и не ощутимая награда, похвала может иметь такой же эффект. Детям может казаться, что занятия и достижения нужны больше для внешнего одобрения и похвалы, чем для собственного удовольствия.
В другом исследовании (Джоан Грусек), дети в возрасте от 8 до 9 лет, которых часто хвалили за щедрость, начали вести себя менее щедро в повседневной жизни по сравнению с другими детьми. 

Дело в том, что у детей развивается потребность в похвале. Для насыщения они требуют все больших и больших доз. А как только родители или учителя уберут из-под носа морковку в виде похвалы,  дети могут потерять интерес к своей деятельности.

Так, цель деятельности ребенка (рисование, лазание, завязывание обуви и т. д.) сводится только к тому, чтобы выиграть этот пряник: «Отличная работа!» от взрослого.

В конце концов, дети, получающие слишком много похвалы, могут научиться подчиняться, а не изобретать. Они менее склонны к творчеству и самоуправлению, и могут чувствовать себя под постоянным давлением. Они также могут выбирать занятия, основанные на том, что, по их мнению, понравится родителям и принесет им необходимую похвалу.
По этим причинам важно умеренно хвалить наших детей.

2. Хвалите конкретно

Психологи Дженнифер Хендерлонг Корпус и Марк Леппер, проанализировавшие более 30 лет исследований, посвященных влиянию похвалы, обнаружили, что дети часто сомневаются в общей похвале, поэтому важно быть конкретным. Дети воспринимают конкретную похвалу как более искреннюю и значимую.

Хотя сказать «Умница» или «Молодец!» легко и быстро, постарайтесь похвалить то, ЧТО СДЕЛАЛ ваш ребенок.

Конкретная похвала не означает, что она должна быть обширной. Обычно это можно описать одним словом: вы можете похвалить своего ребенка за настойчивость, организованность, смелость, доброту и т. д.

Описывать то, что вы видите очень важно для наших детей, чтобы они росли внутренне мотивированными и чувствовали подлинную поддержку. 

Конкретная похвала также дает вашему ребенку больше полезной информации, чем общая похвала. В отличие от конкретной похвалы, фраза «Молодец!» не говорит вашему ребенку, что было хорошо и не дает ему никаких подсказок о том, какое поведение ему следует повторить в будущем.

3. Хвалите искренне 

124 фразы, чтобы мотивировать детей и зажечь их внутреннюю уверенность.

Дети более восприимчивы, чем думают многие взрослые, и часто могут отличить искреннюю похвалу от неискренней.

В своем исследовании Хендерлонг и Леппер обнаружили, что, когда дети думают, что ваша похвала неискренняя, они предполагают, что вы им сочувствуете, манипулируете ими или не понимаете их.
Если это так, они не примут похвалу, сделав ее неэффективной.

Неискренняя похвала может быть не только неэффективной; она  может быть опасной. Когда дети узнают, что у них что-то плохо получается, а их все равно хвалят, они удивятся, почему людям необходимо лгать им об их способностях и достижениях. Дети могут подумать, что похвала используется для сокрытия факта их некомпетентности, либо что с ними что-то «не так».

Кроме того, ложная похвала, может заставить детей думать, что им не нужно совершенствоваться или больше стараться в следующий раз.

Когда наши дети плохо учатся, мы инстинктивно можем похвалить их, чтобы они почувствовали себя лучше. Эти добрые намерения приведут к неприятным последствиям и заставят вашего ребенка чувствовать себя хуже, поэтому хвалите только тогда, когда одобрение заслужено.

4. Хвалите поступки, а не личность

Похвала личных качеств — это похвала, ориентированная на способности, например: «Ты такой умный!» или «Ты очень способная!» и т.п.

Одобрение действий означает похвалу за усилия, использованные стратегии, вдумчивую концентрацию, исправление своих ошибок и т. д.

Из этих двух типов похвалы гораздо более эффективна положительная оценка конкретных действий.

Ты справился с тестом по математике! Я видела как ты усердно готовился. Молодец! (не потому что ты такой умный, а потому что готовился).

Тебе очень идет это платье, чудесный выбор! (Не потому что, ты красавица, а потому что платье тебе идет, хорошо подобрано).

Иногда смена стратегии может привести к улучшению результата.

Чувствуете разницу?
Мне необязательно быть самым умным, чтобы справиться с тестом по математике, мне нужно стараться.
Мне необязательно быть самой красивой на свете, мне можно удачно подбирать одежду.

Также, исследования показывают, что дети тяжелее переживают, когда сталкиваются с неудачами, связанными с качествами, которые всегда хвалили.

Мама всегда говорила, что я самый умный, а я не могу справиться с задачей. Дома говорили, что я самая красивая, а я не выиграла конкурс красоты. (Помните, как переживала Нюша в Смешариках?).

Если вы хвалите усилия вашего ребенка — «Ты действительно много работал!» — это может помочь повысить его самооценку.

Но этого все еще недостаточно для формирования мышления роста. Если дети не используют правильные стратегии, они могут очень стараться, но все равно не станут лучше.

Самое важное, что нужно хвалить, — это то, как дети подошли к задаче. Хвалите систему или подход, которые использует ваш ребенок, чтобы добиться конечного результата.

Сосредоточение внимания на процессе показывает, что при необходимости можно и нужно просить о помощи и пробовать новые стратегии.

Например, вы можете сказать своему ребенку:
«Я впечатлена тем, как усердно ты работал, чтобы завершить этот научный проект. Я знаю, что у тебя были проблемы с началом работы, но имело смысл попросить учителя помочь тебе понять, как подойти к выполнению задания. Твоя оценка отражает весь твой труд!»

Это похвала процесса и это наиболее полезный вид похвалы для развития установки на рост.

Такая похвала за поступки побуждает детей бросать вызов самим себе, рисковать, прилагать усилия и продолжать учиться и расти. Эти дети развивают мышление роста, понимая, что интеллект и способности могут улучшаться с должной тренировкой и усилиями.

Подробнее о мышлении роста читайте здесь.

«Подчеркивание усилий дает ребенку переменную, которую он может контролировать. Они начинают видеть, что сами контролируют свой успех.
Подчеркивание хорошего интеллекта выводит успех из-под контроля ребенка и не дает хорошего рецепта для реакции на неудачу.

Кэрол Дуэк

5. Избегайте похвалы в качестве награды

Помните эксперимент с дошкольниками и волшебными маркерами?

Исследователи обнаружили, что вознаграждение за конкретное поведение (в данном случае за рисование) в конечном итоге снижает внутреннюю мотивацию. Это произошло потому, что вместо того, чтобы рисовать для удовольствия, дошкольники теперь рисовали в надежде на вознаграждение.

Похвала, хотя и не осязаема, сама по себе награда. Похвала заставляет детей — и взрослых — временно чувствовать себя хорошо, чувствовать себя принятыми другими. Проблема в том, что дети могут стать зависимыми от получения награды в виде похвалы.

Когда это происходит, дети могут захотеть работать только над задачами, которые, скорее всего, выльются в похвалу. Это может побудить детей избегать сложных задач и заниматься только тем, в чем они уверены, что добьются успеха.

Вместо того чтобы хвалить детей в качестве награды, может быть полезно дать информативную обратную связь об их способностях. Это может включать: «Ты написал тест на 90 баллов», “У тебя хорошо получается решать задачи по физике” или «У тебя самая высокая оценка в классе».

Этот тип похвалы может повысить внутреннюю мотивацию, поскольку он влияет на убеждения детей об их потенциале к успеху. 

Исследования показали, что такой тип похвалы более положительно влияет на внутреннюю мотивацию, чем отсутствие похвалы или похвала, используемая в качестве награды (осыпание ребенка похвалой, чтобы он почувствовал себя хорошо).

Эти исследования показывают, что обратная связь о компетентности может повысить мотивацию и удовольствие, а также может привести к тому, что дети будут готовы тратить больше времени на выполнение задания.

Сравнивай себя только с собой

6. Хвалите личный прогресс. Не сравнивайте с другими

Иногда детей хвалят в форме социального сравнения («Ты справилась намного лучше, чем обычный ребенок твоего возраста!»). Однако эксперты предупреждают, что лучше не сравнивать своего ребенка с другими, даже если вы делаете это положительно.

Если дети научатся оценивать свой успех, сравнивая себя с другими, они могут оказаться недостаточно готовыми справляться с ситуациями, в которых они проигрывают.

Например, представьте, что ваш ребенок хорошо учится в начальной школе. Ему постоянно говорят, что он получил лучшую оценку за тест по математике, сдал лучшее сочинение в классе и т.д.
Позже он идет в сильную среднюю школу. Он продолжает быть отличным учеником, но уже не лучший в классе. Вместо того чтобы признавать свои успехи, он теперь, скорее всего, будет чувствовать себя неудачником, потому что привык считать себя лучше, чем другие ученики.

Необходимы дополнительные исследования потенциально вредных последствий сравнительной обратной связи, но эксперты говорят, что похвалить личный прогресс, вероятно, лучше, чем сравнивать ребенка с другими

7. Подбадривайте, а не оценивайте

Постарайтесь хвалить ребенка, не оценивая его. Избегайте высказываний “Я горжусь тобой!” или «Мне нравится…» таких, как «Мне нравится, как выглядит твоя комната чистой». 

Хвалите описательно

Вместо этого поощряйте ребенка, например: «Твоя комната выглядит великолепно. Ты вымыл все свои игрушки!» «Должно быть, ты рад своему достижению».

Этот тип похвалы больше фокусируется на том, что ребенок сделал хорошо, а не на вашей собственной оценке или суждении о достижении. В результате ваш ребенок может больше гордиться своими личными достижениями. Кроме того, дети могут развить чувство внутренней оценки, а не  полагаться постоянно на суждения других.

Оценочная похвала также может заставить вашего ребенка почувствовать, что вы его любите или принимаете только тогда, когда он хорошо себя ведет, опрятен, хорошо работает и т. д.

8. Установите соответствующие ожидания

Ваша похвала должна отражать разумные, реалистичные ожидания от вашего ребенка. Вы не хотите, чтобы эти ожидания были слишком низкими или завышенными.

Указание на то, что у вас заниженные ожидания в отношении ребенка, может нанести вред его мотивации и самооценке.

В то же время нереалистично завышенные ожидания также могут повредить мотивации ребенка. Это потому, что эти невозможные ожидания оказывают ненужное давление на ребенка. Когда ребенок чувствует, что от него ждут чего-то, чего нельзя достичь, он может и не пытаться.

Например, если вы слишком хвалите своего ребенка комплиментами вроде: «Это лучшая история, которую я когда-либо читала!» ваш ребенок может чувствовать дискомфорт или тревогу. Ожидается ли, что теперь он будет постоянно писать самые лучшие истории? Сможет ли он сохранить этот уровень успеха?

По этим причинам важно транслировать разумные и обоснованные ожидания от вашего ребенка.

II. Цените большее, чем достижения

Естественно хвалить наших детей за хорошие оценки, упорный труд и выдающиеся спортивные или артистические достижения. Но не забывайте также показывать своему ребенку важность хорошего характера.

Сделайте комплимент своему ребенку за такие качества, как щедрость, доброта, незлопамятность, смелость и настойчивость. Например, дайте понять ребенку, что вы видите, что он делится игрушками, заступается за друга, помогает другим или демонстрирует хорошее спортивное мастерство. 

Покажите своему ребенку, что вы цените ЕГО, а не только то, что он умеет делать.

правильно хвалить нужно так

III. Альтернативы похвале

Теперь вы знаете, что не нужно постоянно хвалить своего ребенка, но нельзя полностью отказываться от похвалы и поддержки. Вот несколько альтернатив осыпанию ребенка похвалой.

Выражайте признательность

Простое «спасибо» ребенку за то, что он собрал игрушки, выполнил домашнее задание перед включением телевизора или за вежливость, может иметь большое значение. Это покажет вашему ребенку, что вы заметили и оценили его хорошее поведение, но не слишком восхваляете его.

Признавайте их цели

Спросите ребенка о его личных целях. Что бы он хотел улучшить? На чем он хотел бы больше сосредоточиться? Затем сконцентрируйте конкретную похвалу на этих целях и интересах

Задавайте вопросы

Позвольте вашему ребенку стать экспертом или учителем, задавая вопросы о том, что его интересует или о том, чего он достиг.

Например, вы можете спросить: «Что тебе самому нравится больше всего на этом рисунке?» или «Какую часть рисовать было труднее всего?»

Если он любит динозавров, вы также можете спросить его о динозаврах, чтобы подтвердить его экспертность в этом вопросе.

Ваш ребенок будет испытывать чувство гордости, рассказывая о своих достижениях и интересах. Вы также можете задавать такие вопросы, как «Ты сам выбрал эти игрушки?», «Ты сама застегнула все пуговицы на платье?» признавая достижение, но не переоценивая своего ребенка.

Не говорите ничего

Иногда вообще ничего не сказать — это нормально. Психолог Джим Тейлор объясняет, что дети знают, когда они хорошо поработали, и в похвале нет необходимости.

Фактически, похвала становится необходимой только тогда, когда мы переусердствовали и научили наших детей полагаться на похвалу от других. Это может показаться странным, но на самом деле наших детей не нужно постоянно хвалить. Иногда можно молча улыбнуться или просто похлопать ребенка по спине.

Меняйте свою похвалу

Правильное высказывание похвалы может повысить внутреннюю мотивацию, настойчивость, самооценку и самостоятельность. 


Эффективная похвала должна:

  • Быть умеренной, конкретной и искренней.
  • Положительно оценивать процесс, а не личность.
  • Сообщать положительную информацию о способностях вашего ребенка.
  • Быть направлена на индивидуальное улучшение.
  • Передавать реалистичные ожидания.
  • Подбадривать, а не оценивать.
  • Быть сосредоточена на характере и усилиях, а не только на достижениях.

Давайте вернемся к нашим примерам из начала статьи, что же можно исправить?

Избавляемся от чрезмерного восхваления,
наблюдаем и комментируем,
выражаем признательность,
поддерживаем чувства,
задаем вопросы.

Ребенок отлично справился с тестом по математике? — «Видно, что ты тренировался. Ты доволен результатом?» или «Ты так много готовился. Ты набрал 90 баллов, это прекрасный результат». 

Не очень хорошо выступил на школьном мероприятии? — «Я рада, что ты не побоялся выступить. Никто не застрахован от ошибок. Сегодня был не самый удачный день, но я уверенна, что в следующий раз ты лучше подготовишься и все пройдет замечательно!». 

Дочка хорошо выглядит в новом платье? —  «Это платье так подходит к твоим волосам!» или «Какие красивые цветы у тебя на платье. А тебе что нравится больше всего?».

Дети провели весь день с бабушкой? «Хорошо, что вы помогли убрать все игрушки!»


И перебор и недобор эффективной похвалы ведет к тому, что дети чувствуют себя не принятыми, их мотивация и самооценка падают. 

«Мама, смотри, какой я нарисовал рисунок!» — «Вау, здорово!», кивает мама. И отрываясь от кастрюли она продолжает: «Ты нарисовал такие большие облака!» или «А что это здесь красного цвета?».

«Я получила пятерку по русскому!» — «Молодец! Ты много занималась и получила заслуженную оценку!», говорит мама, поворачиваясь к дочке. 

Ребенок убрал в комнате? — «Твоя комната выглядит очень чисто. Ты хорошо постарался. Думаю, тебе самому приятно, правда?».

Посидел с маленьким братом? — «Спасибо, что ты присмотрел за братом!» 

Как похвалить и что сказать вместо слов "ты - молодец"

Осознанная похвала требует времени.

Большинство из нас были воспитаны на поверхностной похвале, и слишком легко ошибиться и подсознательно повторить слова, которые мы слышали от родителей.

Иногда можно поскользнуться и сказать «молодец». Просто старайтесь постепенно переходить к более внимательному отношению к тому, что вы говорите.
Следуйте этим рекомендациям, чтобы похвала была здоровой, эффективной и мотивировала детей. Со временем новый способ похвалы станет вашей второй натурой, особенно когда вы увидите какие хорошие результаты это дает.

Нажмите на изображение, чтобы скачать

Детям не нужна постоянная похвала, чтобы чувствовать себя хорошо. Но они нуждаются в том, чтобы вы любили их такими, какие они есть.

Как вы хвалите своих детей? А как вас хвалили родители? Расскажите, пожалуйста, в комментариях.

1 комментарий к “Как хвалить детей эффективно — подробное руководство.”

  1. Любовь, спасибо за познавательную статью. Очень верные и интересные советы. И несмотря на то, что моему сыну уже 18 лет, похвала приятна в любом возрасте. Теперь буду знать и применять » правильную» похвалу!

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх
Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.