Если вы хотите воспитать сильных и уверенных в себе детей важно научить их ассертивности (уверенному общению).
Ассертивные дети знают, как постоять за себя (и других), не причиняя вреда или зла. Они способны выражать свои мысли, чувства и потребности с достоинством, при этом уважительно относятся к другим людям и учитывают их границы. Могут сказать «нет», уверенно общаться и поддерживать позитивные отношения, которые удовлетворяют их собственные потребности, а также потребности других людей.
Ассертивность является золотой серединой между агрессивностью и пассивностью.
Ассертивность (от англ. assertiveness < англ. to assert — утверждать, отстаивать) — это способность не зависеть от чужих оценок и убеждений и в сложной ситуации опираться на себя. Способность защищать себя, уважая убеждения и права других. Это здоровый способ общения.
Ассертивный наиболее точно переводится на русский язык как «утвердительный» или «решительный». Эти прилагательные передают смысл ассертивности, то есть способности выражать свои мысли, чувства и желания, сохраняя при этом уважительное отношение к собеседнику и соблюдая границы других людей.
Ассертивное общение/поведение — уверенное общение: твердое и убедительное. С достоинством.
Ассертивность и уверенность в себе это одно и то же?
Уверенность — это как знать, что ты классный, и чувствовать себя хорошо. Ассертивность (уверенность в общении) подобна использованию своих способностей, чтобы защитить себя, когда кто-то пытается обидеть или унизить.
Представьте, что вы супергерой. У вас есть действительно крутой плащ, и вы можете летать и стрелять лазерными лучами из глаз (это часть уверенности). Но иногда плохие парни пытаются с вами пошутить, и вы должны постоять за себя и показать им, кто в доме хозяин (это часть уверенного (ассертивного) общения).
Ассертивное поведение способствует укреплению уверенности в себе и повышению собственной самооценки до адекватного уровня, что, несомненно, повысит уважение окружающих.
Преимущества уверенного общения
Обучение детей навыкам ассертивного общения позволяет им:
- быть уверенным в выражении своих взглядов, чувств и потребностей;
- конструктивно использовать критику
- говорить «нет» с уверенностью и контролировать ситуацию
- избегать случаев издевательств и бороться с ними
- не соглашаться с другими и вести переговоры с уважением
В результате навыки уверенного общения необходимы детям для формирования прочных, сбалансированных и позитивных отношений. Ассертивность способствует терпению, терпимости и принятию и прокладывает путь к зрелому и дружескому общению.
Готовы помочь своему ребенку преуспевать?
Из нашего 50-страничного БЕСПЛАТНОГО руководства вы узнаете, как усилить мотивацию своего ребенка, помочь ему избавиться от пессимизма и заменить его оптимизмом и уверенностью в себе.
К сожалению, немногие из нас рождаются ассертивными, и страх показаться грубыми или эгоистичными может помешать нам отстаивать свои интересы. К счастью, с практикой мы можем помочь детям освоить эту мощную способность и получить множество преимуществ, связанных с уверенным общением.
Если вы считаете, что вашему ребенку может быть полезно более уверенное общение, есть способы, которыми вы можете помочь детям развить навыки ассертивности.
1. Расскажите об этом
Скажите детям, что есть 3 основных стиля общения. Каждый раз, когда мы говорим или взаимодействуем с другими людьми, мы выбираем один из следующих методов: пассивный, агрессивный или ассертивный (уверенный, убедительный, настойчивый).
Для маленьких детей попробуйте использовать животных для представления каждого стиля. Пусть они проведут мозговой штурм различных существ, связанных с тремя типами: пассивным (черепаха в панцире или мышь, убегающая и прячущаяся), агрессивным (нападающий тигр, аллигатор или рычащий медведь) и уверенным (мудрая сова или спокойная семейная собака, которая лает на опасность).
Укажите на пассивное, агрессивное и напористое поведение в их любимых фильмах и сериалах (офицер Джуди Хоппс в «Зверополисе» или Анна из «Холодного сердца» — отличные примеры ассертивности).
Наконец, подумайте об общении как о спектре, с пассивностью на одном конце и агрессией на другом — настойчивость — это «золотая середина» между ними. Напомните детям, что независимо от того, какой стиль они сейчас используют чаще всего, они могут научиться быть настойчивыми (уверенными, убедительными)!
Пассивный
Пассивным коммуникаторам трудно установить зрительный контакт, они используют тихий голос и склонны вести себя так, как будто права других важнее, чем их собственные права.
- Избегают проблем («Я не хочу, чтобы у кого-то были проблемы»).
- Не выражают свои чувства и потребности («Меня устраивает все, что ты хочешь»)
Ассертивный
Ассертивные коммуникаторы устанавливают зрительный контакт, используют спокойный, твердый голос и в равной степени уважают свои права и права других.
- Высказывают свое мнение, уважая при этом мнение других
- Не боятся говорить нет
- Готовы к компромиссам и соглашениям
- Помогают другим
Агрессивный
Агрессивные коммуникаторы пытаются доминировать и контролировать других, не слушая их. Ведут себя так, как будто их права важнее, чем права других.
- Отрицают права других, ориентируясь только на собственные нужды
- Бывают грубыми и властными
- Хотят победы любой ценой, эмоционально заряжены
В итоге людям с пассивным стилем общения начинает казаться, что ими пользуются, они чувствуют злость и обиду. Говоря слишком тихо, сдерживая свои чувства и мысли, они не могут полноценно участвовать в общении, чувствуют, что их мнение не имеет значения, а это ведет к снижению уверенности в себе (и даже депрессии).
Людям с агрессивным стилем общения сложно сохранить друзей. Доминируя, заставляя других поступать по своему, они теряют уважение окружающих. Их часто отвергают.
2. Моделируйте навыки уверенного общения
Дети учатся, копируя, а это означает, что моделирование поведения может быть эффективным инструментом обучения. Если мы надеемся воспитать уверенных в себе детей, очень важно уверенно общаться в собственной жизни. Я знаю, что это непросто!
Проанализируйте свой стиль общения и приближайте его к золотой середине ассертивности. Будьте хорошим образцом навыков, которые вы хотите развить у детей. Используйте спонтанные моменты со своим ребенком, чтобы показать другим уверенность в себе.
Это может быть попытка вежливо привлечь чье-то внимание, передумать, признать свою неправоту в чем-то и извиниться или даже показать ребенку, как уважительно и дипломатично не соглашаться. Утверждая свою точку зрения, сохраняйте спокойствие, смотрите в глаза, говорите четким и уверенным голосом и слушайте.
Чтобы стать менее пассивным и более ассертивным:
- Обращайте внимание на то, что вы думаете, чувствуете, хотите и предпочитаете. Вы должны сами знать обо всем этом, прежде чем сможете сообщить другим.
- Обратите внимание, говорите ли вы «я не знаю», «мне все равно» или «это не имеет значения», когда кто-то спрашивает, чего вы хотите. Остановите себя. Тренируйтесь говорить то, что вы предпочитаете, особенно о вещах, которые вряд ли имеют значение. Например, если кто-то спрашивает: «Вы хотите зеленый или красный?» вы можете сказать: «Я бы предпочел зеленый — спасибо».
- Тренируйтесь просить о чем-то. Например: «Не могли бы вы передать мне ложку?» «Мне нужна ручка — у кого-нибудь есть лишняя?» «Можете ли вы занять мне место?» Это укрепляет ваши навыки и уверенность в себе, когда вам нужно попросить что-то более важное.
- Высказывайте свое мнение. Скажите, понравился ли вам фильм, который вы видели, и почему.
- Попрактикуйтесь в использовании «я»-утверждений, таких, как: «Я бы хотел…», «Я предпочитаю…» или «Я чувствую…».
- Напомните себе, что ваши идеи и мнения так же важны, как и все остальные. Знание этого поможет вам быть ассертивным.
- Ассертивность начинается с внутренней установки на то, чтобы ценить себя так же, как вы цените других.
Чтобы стать менее агрессивным и более ассертивным:
- Попробуйте дать другим высказаться первыми.
- Обратите внимание, если вы прерываете. Поймайте себя и скажите: «Ой, простите — продолжайте!» и пусть другой человек закончит.
- Спросите чужое мнение, а затем выслушайте ответ.
- Если вы не согласны, постарайтесь сказать об этом, не отказываясь от точки зрения другого человека. Например, вместо того, чтобы сказать: «Это глупая идея», попробуйте: «Мне не очень нравится эта идея». Или вместо того, чтобы сказать: «Он такой придурок», попробуйте: «Я думаю, что он злой».
3. Определите границы
Границы — важная концепция, когда речь идет об уверенности в себе. Разговор с детьми о физических и эмоциональных границах — это хороший способ начать понимать ситуации, в которых может потребоваться уверенное общение.
Например, физические границы, такие как заборы и стены, обеспечивают нашу безопасность. Личные и эмоциональные границы делают то же самое, не позволяя нам получить физическую или эмоциональную травму. Хороший способ объяснить это детям — дать представить, что вокруг них есть пузырь, и это их личное пространство.
Один из способов уважать эти границы — признавать силу «нет». Будь то нежелательное объятие бабушки или властный друг на детской площадке, дети должны знать, что настойчиво говорить «нет» не только приемлемо — это их право.
- Объясните, что установление границ (говорить «нет», «стоп» или «мне это не нравится») обеспечивает безопасность и здоровье нашего тела и разума.
- Поддерживайте детей в том, чтобы они говорили «нет» по спорным вопросам (нежелание носить определенную одежду, обнимать кого-то или читать определенную книгу — хорошее начало).
Изучение границ учит детей уважать себя и других. Например, если кто-то хочет встать без очереди, ребенок может установить четкую границу, сказав: «Нет, меня это не устраивает».
Ассертивное общение означает рассмотрение потребностей других, но ни в коем случае не за свой счет.
4. Учите говорить "нет"
Одно из наших прав — сказать «нет» без объяснения причин. Нам не нужно иметь причины или ответы, и нам не нужно иметь решения проблем других. Дети (и некоторые взрослые тоже) часто могут испытывать давление, чтобы они соглашались с идеями других людей. Это может быть источником беспокойства, если они не хотят этого делать.
К счастью, есть много хороших способов сказать «нет».
Учите детей использовать такие варианты: «Спасибо, что спросили, но мне это неинтересно» или «Это хорошая идея, но мне сейчас не очень хочется». Иногда простого «Нет, спасибо» тоже достаточно.
Если же другой человек продолжает давить, чтобы выполнили его просьбу, можно использовать метод «заезженной записи». Это включает в себя сочувствие другому человеку, при этом продолжая твердо говорить «нет».
5. Научите использовать «я»-сообщения
Я чувствую… Мне нужно… Я хочу… Мне не нравится…
Ключ к уверенному общению — ясно выражать себя, не обвиняя и не осуждая другого человека. Принятый и проверенный метод для достижения этого — использование формата сообщения «Я чувствую».
Вот простая формула: «Я чувствую (вставьте чувство), когда вы (вставьте поведение), потому что (объясните как это влияет на вас). Я бы хотел, чтобы вы (вставьте запрос)».
Обучение этому стилю общения, вероятно, поначалу покажется вам неудобным, но то же самое можно сказать и о езде на велосипеде. Следующие примеры могут помочь вам чувствовать себя более комфортно с форматом «Я чувствую»:
— Ты такой невнимательный! можно перефразировать как
«Я чувствую страх и беспокойство, когда ты не звонишь мне, хотя обещал, потому что я представляю, что случилось что-то плохое. Я бы хотела, чтобы в следующий раз ты позвонил. Договорились?»
«Ты такой неряха!» можно перефразировать так:
«Я чувствую себя действительно обиженным, когда ты не убираешь вещи за собой, потому что мне приходится это делать за тебя. Мне бы хотелось, чтобы ты помог хранить вещи в надлежащих местах. Согласен?»
«Я чувствую» ⇒ вы берете на себя ответственность за свои мысли и эмоции.
«Когда» ⇒ вы указываете конкретное действие другого человека, которое вызвало ваши эмоции.
«Потому что» ⇒ вы объясняете, как это влияет на вас.
«Ваши потребности» ⇒ вы сообщаете, что вам нужно, чтобы они делали вместо этого.
Сообщения «я» работают, потому что они не осуждают, не обвиняют и не критикуют. Они не дают слушателю чувствовать себя атакованным или обороняющимся.
6. Тренируйте слушать, не перебивая
Позволяя другим людям говорить первыми, мы проявляем уважение. Поощрение детей слушать друг друга помогает им показать, что они ценят идеи друг друга. Ассертивное слушание означает, что вы на мгновение отложите свои идеи и чувства в сторону и полностью сосредоточитесь на другом человеке, не осуждая его.
7. Практикуйтесь в ролевых играх
Игры, которые не интегрируют реальные жизненные ситуации, не помогут детям развить необходимые им навыки. Трудные ситуации могут быть нервными, и часто трудно сообразить с ходу как правильно ответить в том или ином случае.
Одна из идей состоит в том, чтобы дети придумывали реалистичные сценарии, требующие уверенного общения, записывали каждый сценарий на листке бумаги и складывали листочки в коробку. Затем разыграйте не менее двух решений каждой проблемы. Когда дети играют каждую роль (хулигана/агрессивного коммуникатора или жертвы/пассивного коммуникатора), это может стать поучительным опытом.
По мере того как дети развивают свои навыки уверенности в себе, поощряйте их практиковать то, что они хотят сказать, заранее или даже записывать это. Это делает моменты, когда нужно постоять за себя чуть менее пугающими.
8. Используйте зеркало
Попросите детей делать уверенные заявления перед зеркалом, чтобы они могли попрактиковаться в уверенном тоне голоса и позе тела.
- Зрительный контакт
- Стоим прямо
- Плечи развернуты
- Руки по бокам
Подготовьте от трех до пяти утвердительных утверждений, чтобы потренироваться перед зеркалом (например, «Я не хочу играть в футбол. Хотите вместо этого поиграем в прятки?»)
Зеркало позволяет детям увидеть, что работает, а что нет.
9. Объясните как реагировать на агрессию
Иногда, несмотря на фантастическую ассертивность в общении, дети встретят агрессивный ответ. Это может заставить их почувствовать, что их мнение не имеет силы. В этом сценарии лучшее, что они могут сделать, — это выйти из ситуации, сказав что-то вроде: «Я думал, что ясно выразился, так что, вероятно, больше нам не о чем говорить», — и уйти.
10. Уважайте своих детей
Следите за своим поведением по отношению к детям, иначе все ваши усилия по обучению детей уверенному общению могут пропасть даром.
- Предоставьте ребенку выбор на раннем этапе.
Клубника или черника? Какую книгу перед сном? Какого цвета зимнее пальто носить? Это может показаться простым выбором, но он может оказать большое влияние. Выбор того, что ваш ребенок хочет (или не хочет), является отличным началом, чтобы помочь ему выражать свои чувства. - Делегируйте некоторые решения.
Может быть неудобно наблюдать, как ваш ребенок делает ошибки в принятии решений, но это мощная возможность обучения. Ошибки учат лучшим навыкам принятия решений, и тому, что невзгоды — это то, что он может преодолеть. - Спрашивайте вместо того, чтобы утверждать.
Если вы спросите, как и что он чувствует, и уважительно отнесетесь к его ответу, он может научиться уверенно делиться своим мнением. - Действуйте в соответствии с мнением вашего ребенка.
Его мнение может не совпадать с вашими планами, но это будет способствовать развитию навыков уверенности в себе вашего ребенка, создавая положительный опыт, связанный с его самозащитой. - Пусть ваш ребенок отвечает за себя.
Вы можете даже не осознавать, что делаете это, когда другие взрослые обращаются к нему. Например, когда друг спрашивает, как у него дела, или когда официант в ресторане спрашивает, что бы он хотел заказать, позвольте вашему ребенку говорить самому за себя. - Поддерживайте их, когда они пытаются найти свой путь, и избегайте сравнения братьев и сестер.
Дети прислушиваются к комментариям, о которых родители не задумываются, например, называя одного из своих детей «умным», а другого «забавным». Вместо этого намного полезнее, если родитель просто похвалит ребенка за то, что он сделал что-то умное или сказал что-то смешное. Это оставляет каждого ребенка открытым для роста и изменений вместо того, чтобы жить, идентифицируя себя с ярлыком.
Ошибки, котроые следует избегать
- Не давать детям возможность выражать свои мысли и чувства: Некоторые родители могут перебивать детей или не давать им возможность высказаться. Это может препятствовать развитию у детей навыков ассертивности.
- Продвигать агрессивность: Некоторые родители могут путать ассертивность с агрессивностью и поощрять детей к доминированию над другими. Это может привести к конфликтам и неуважительному отношению к другим людям.
- Недостаточно учитывать чувства других людей: Родители могут иногда забывать о том, что ассертивность должна сопровождаться уважительным отношением к другим людям. Если дети не учитывают чувства других людей, это может вызвать отрицательную реакцию и привести к конфликтам.
- Не учить детей, как выражать свои мысли и чувства адекватно: Родители могут иногда просто говорить детям, что им нужно быть ассертивными, но не объяснять, как это сделать. Важно научить детей способам выражения своих мыслей и чувств таким образом, чтобы сохранять уважительное отношение к другим людям.
- Не поощрять детей к практике: Как и с любыми другими навыками, дети должны практиковаться, чтобы стать более ассертивными. Родители могут не давать детям возможность практиковаться или не поощрять их к этому.
- Быть слишком критичным: Родители могут иногда быть слишком критичными и жесткими в отношении детей, когда те не проявляют достаточную ассертивность. Это может вызвать у детей чувство неуверенности и привести к тому, что они станут избегать проявления ассертивности.
Сделайте уверенное (ассертивное) общение нормой
Ассертивность (уверенное общение) является важным навыком, которому дети должны научиться, поскольку это может помочь им ориентироваться в различных социальных ситуациях с уверенностью в себе. Понимая разницу между ассертивным, пассивным и агрессивным поведением и конструктивно обучая детей быть уверенным в общении, родители могут помочь своим детям развить навыки, необходимые им для достижения успеха в жизни.
Помните, что обучение уверенности в себе — это непрерывный процесс, поэтому продолжайте работать со своими детьми, чтобы помочь им стать уверенными и убедительными личностями.